Разучивание стихотворений является одним из испытанных приёмов развития речи детей. Выученные наизусть загадки, стихи и прочие стихотворные формы дают детям прекрасные образцы речи. Сам процесс разучивания стихотворения развивает память, активизирует слуховое внимание, приучает к правильному интонированию.
Работа над стихотворением проводится с соблюдением следующих приемов:
- Обязательное чтение стихотворения взрослым. Вы даете образец выразительного и правильного чтения. Помогаете ребенку прочувствовать настроение и характер стихотворения.
Давайте, попробуем выучить маленькое стихотворение В. Орлова «Дятел» и правильно прочитаем его ребенку.
Главное правило в заучивании стихотворения: НА ОДНОЙ СТРОКЕ – ОДНО ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ, т. е. голосом выделяется лишь одно главное по смыслу слово, а не каждый ударный слог в каждом слове.
Дятел,
Даже молодой, –
Вежливая птица:
Он всегда
Перед едой
К червячку
Стучится!
- Выяснить, как ребенок понял смысл стихотворения. Спросить, о чем говорится в стихотворении? Какой дятел? (Молодой, вежливый). Почему дятел вежливый? (Он стучится). Зачем он стучится к червячку? (Чтобы добраться до червячка, найти его)
- Уточнить значение трудных слов, спросить все ли понятно.
Обращать внимание ребенка на интонацию каждой фразы, силу голоса, логические ударения и паузы в тексте.
- Очень хорошо совместить чтение с движениями тела или рук для лучшего запоминания. Здесь можно сделать так: на первой строчке показать длинный нос – дятел, на слово «вежливая» – небольшой поклон, на слова «перед едой» показать как движется ложка ко рту, «к червячку стучится» — постучать по столу. Так можно придумать любые движения, чтобы сработала двигательная память и ребенку легче будет запомнить порядок строк. Это поможет ребенку, у которого преобладает двигательная память (ребёнок - кинестетик).
Только обратите внимание, что движения выполняем, когда читает взрослый или при заучивании. Если проговаривает ребенок, то никакие движения не выполняются. (Не забывать о произношении тех звуков, которые ребенок умеет говорить, но не всегда употребляет правильно).
- Для запоминания нарисовать это стихотворение в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту. Здесь можно прорисовать не каждую строчку, а смысловую фразу. Это стихотворение можно изобразить в виде 3 картинок-символов: дятел (птичка, длинный клюв), тарелка, червячок. Последовательное расположение картинок поможет ребенку, у которого преобладает зрительная память (ребёнок - визуал).
- Заучивать стихотворение не по строчке, а по фразам. Это поможет ребенку, у которого преобладает слуховая память (ребёнок - аудиал). Если фраза длинная, то можно разбить ее на части. Заучивание совмещать с показами картинок и движениями.
- Читаем первую фразу «Дятел, даже молодой, — вежливая птица» и ребенок повторяет ее 2-3 раза (вслух, шепотом, с закрытыми глазами).
- Затем к первой фразе приклеиваем следующую «он всегда перед едой» и ребенок повторяет сразу 2 фразы 2-3 раза.
- Затем приклеиваем следующую фразу и повторяем 2 уже заученные и 1 новую «к червячку стучится».
- Затем повторить все стихотворение вместе 1-2 раза и отложить на время. Если стихотворение длинное, то надо разбить его на смысловые части и каждую часть учить таким образом, а потом все объединить
- Повторить стихотворение вместе через промежуток времени, через полчаса, позже, перед сном, на следующий день. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если Вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке. Или Вы сами начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь. Или Вы попросите ребенка послушать, правильно ли Вы запомнили.
- Повторите стихотворение через день, через два, помогая малышу картинками и движениями, если он забудет.
|