Вот мы и подросли… Пора в детский сад. Это важное
событие в жизни малыша. Прежде чем готовить ребенка к детскому саду,
подготовьтесь сами, дорогие мамы и папы: познакомьтесь с жизнью детей в детском
саду (чем занимаются, какой режим, каковы требования и т.п.). Желательно
предварительно познакомиться с воспитателем и няней группы, в которую будет
ходить ваш ребенок, рассказать о его особенностях, привычках, интересах и т.д.
Когда малыш приходит в детский сад, он попадет в новые
условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные
приемы, характер общения и т.п. Все это, как правило, приводит к изменению
поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда
может повышаться его температура без видимых причин.
У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся
навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Не
волнуйтесь и ни в коем случае не стыдите, не ругайте малыша. Пройдет неделя,
другая, и все навыки у него восстановятся.
Родителям необходимо знать, что состояние
эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к снижению
сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут
болеть.
Отчего зависят длительность и характер адаптации?
Исследования педагогов, медиков показывают, что
характер адаптации зависит от возраста. Наиболее трудно приспосабливаются к
новым условиям дети в возрасте до 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться
довольно устойчивые привычки, а возможности к их перестройке еще нет.
После двух лет приспособление к новым условиям
происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов.
Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой,
занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них уже
есть опыт общения с разными людьми.
Однако не следует забывать, что дети одного и того же
возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы.
Одни дети в первые дни пребывания в детском саду громко
плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, заниматься, сопровождая все
бурным протестом. Но вот проходит два-три дня, и ребенок успокаивается, у него
восстанавливается аппетит, сон, он охотно общается с воспитателем и детьми.
Есть дети, которые в первые дни в детском учреждении
внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппетита,
лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную им игрушку,
но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребенком - он с плачем
бросается к ним. Подобные дети нуждаются в особой помощи воспитателя и
родителей. Такое внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может
длиться очень долго и привести к заболеванию. На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребенок
приходит в детский сад, что меняется в условиях его жизни. Малыш
значительно легче приспособится к условиям детского учреждения, если в семье он
жил по режиму, который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу,
у него сформировались необходимые навыки самообслуживания и общения.
Легче адаптироваться к дошкольному учреждению помогут
малышу знакомые предметы из семенного окружения. В первые дни посещения детского
сада желательно, чтобы ребенок брал с собой любимую игрушку, которая бы
помогала ему эмоционально адаптироваться в мире чужих вещей.
Готовя ребенка к детскому саду, следует оценить его
навыки и умения в самообслуживании. Научите его одеваться, умываться,
пользоваться туалетом, самостоятельно есть. Отсутствие навыков самообслуживания
у ребенка - действительно фактор риска для его здоровья. Дело здесь не только в
том, что у воспитателя и у няни «на руках» много детей, и они не успевают
вовремя всех умыть, одеть. Отсутствие умений в самообслуживании может привести
к дискомфортному состоянию, так как привычная потребность ребенка в
своевременной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться.
Продумайте до мельчайших деталей всю одежду ребенка:
легко ли расстегиваются пуговицы, петельки. Расширьте петли у нового платья, по
возможности замените сложные застежки на более простые. Этим вы избавите своего
малыша от лишних проблем в самообслуживании, от ненужных отрицательных
переживаний в детском саду.
Что еще могут сделать родители для подготовки ребенка
к посещению дошкольного учреждения? Желательно побывать с малышом на участке детского
сада, показать, как дети гуляют, как им весело, чем они занимаются.
Познакомьте его с обстановкой в группе, с работниками
детского сада; покажите его кроватку, шкафчик для одежды, место за столом,
туалетную комнату.
Это создает положительный настрой у малыша.
Продумайте на какое время вы будете оставлять малыша в
детском саду первые дни. Вначале лучше сводить его на одну прогулку. Такая
ситуация понятна ему, потому что он уже гулял во дворе с другими детьми. Потом
на час - два, затем до обеда, постепенно удлиняя срок его пребывания в группе.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был спокоен, при
расставании с ним старайтесь не показывать своего волнения, беспокойства.
Говорите ему, что его ждут дети, воспитательница (называйте ее по имени, отчеству),
игрушки в группе. Постарайтесь не оставлять воспитателю плачущего ребенка.
Иногда ребенок легче расстается с папой, чем с мамой. В этом случае
целесообразно первое время отводить малыша в детский сад папе.
Родителям важно знать, что в период адаптации ребенок
может быть капризным, раздражительным. Проявите к своему малышу максимум
внимания, чуткости. Компенсируйте в семье возможное недосыпание, недоедание в детском саду.
Постарайтесь в этот период оградить ребенка от дополнительных стрессов,
нагрузки на нервную систему (посещение гостей, магазинов, прием у себя гостей и
т.п.).
Если вы
последуете всем советам, которые мы предложили, вашему малышу будет легче
привыкнуть к детскому саду. |